Previous Entry Share Next Entry
Прогулка к Одесскому маяку
malyutka_e
Недавно, в небольшой компании, я  прогулялся на Одесский маяк. Получил огромное удовольствие.

Немного истории.

Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту.

На оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году был установлен деревянный маяк. Назывался он Одесская башня. Вот его описание:

"Два огня, одинъ надъ другимъ, въ разстояніи 12-ти футъ, оба постоянные, обыкновеннаго цвѣта; верхній, возвышенный отъ поверхности моря на 86 футъ, освещаетъ горизонтъ на 10½ миль, a нижній на 9¾ мили.
Зданіе деревянное, осьми – угольное, свѣтло – желтаго цвѣта, съ такою же на верху башнею, на которой, для поднятія фонарей, утверждена мачта съ бѣлымъ Флаг – штокомъ; каждый фонарь съ 6–ю лампами; днемъ на мачтѣ поднимается желтый флагъ.
Построено въ 1845 году на оконечности карантиннаго мола, возвышеннаго отъ поверхности моря на 11 футъ и выдавшагося къ N отъ мыса, ограничивающего Одесскій рейдъ съ южной стороны.
Высота башни съ мачтою и флагштокомъ отъ пов. моря 103 ф., отъ основанія 92 ф.
Башня эта находится въ вѣдѣніи местнаго гражданскаго начальства города Одессы.
Идучи отъ S-да башня открывается тогда уже, когда судно будетъ на SOtS отъ карантіннаго мола. Городскіе огни открываются отъ О–та прежде башенныхъ, которые отличаются отъ нихъ только при усиленномъ вниманіи."

Одесская башня_1
1.  Для нижнихъ чиновъ; 2.  Для Оберъ–Офицера; 3.  Для Унтеръ–Офицера; 4.  Кухня для нижнихъ чиновъ;
5.  Кухня для Оберъ–Офицера; 6.  Кладовая для такелажа.Маяк_2


По мере наращивания Карантинного мола на его оконечности в 1863 году строится новый маяк, по традиции названный Воронцовским, который перестраивается в 1888 году. Он был сделан из чугуна и просуществовал до 1941 года.

Воронцовский маяк 1888 года представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню изящной маячной архитектуры. Несущие чугунные детали были сделаны и доставлены из Кронштадта, а маячный огонь выписан из Парижа с осветительным аппаратом системы Френеля. Осветительный аппарат, благодаря линзе Френеля, давал пучок прямолинейных лучей, и свет был виден на расстоянии нескольких миль. На вершине маяка перед рефлекторами зажигалось несколько ламп с деревянным или конопляным маслом. Впоследствии лампы были заменены керосиновыми, а затем и электрическими.


Воронцовский маяк


Фотоj 30-х годов. Отсюда http://digitaldu.coalliance.org/islandora/solr/search/Fridlyand?type=dismax
Маяк_1

При маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных механизмов проблескового огня.

В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха. Назывался он "тифон".

На долю этого маяка выпало множество испытаний. Так, в 1914 году в Одесском порту загорелась баржа с бензином, при выводе ее из акватории порта, баржа взорвалась, как раз около маяка. Пламя было такой силы, что расплавило все латунные и медные детали маяка, лопнули стекла, но сама башня выстояла.

Хватало трудностей и служителям. Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю маяка были смыты волнами и погибли два работника. В 1926 году шторм выбил в молу 10-метровый пролом. На маяке остался один служитель, его вахта растянулась на шесть суток. Спасательный катер не посылали — шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк работал бесперебойно.

Проблема прохода к маяку не решена и в настоящее время. Все попытки создать какое-то ограждение терпят неудачу. Морская вода и волны быстро «съедают» все создаваемое. Пытались устанавливать для ограждения даже трофейные турецкие пушки, но и они долго не просуществовали.

В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск маяк был взорван (15-го сентября 1941 года), чтобы не служить ориентиром при артобстрелах и бомбардировке. Латунный верх маяка до настоящего времени покоится на дне моря. После войны на руинах маяка установили временную деревянную башню с ацетиленовым фонарем.

К 1953 году Карантинный мол был восстановлен. На его оконечности в 1954 году появился белоснежный красавец-маяк. Башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадтском судоремонтном заводе. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола в основании маяка смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть наутофона — звукосигнальной туманной установки, излучатели которой вынесены наружу. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега.

Но не обошли беды и этот маяк. В феврале 1993 году израильский сухогруз «Зим Антверпен» (водоизмещение 44 тыс. т) при выходе из порта ударил носом прямо в маяк. Развернувшись от удара, судно въехало кормой в мол. Маяк, сооружение весом 12 тыс. т, оторвало от мола. Сложный ремонт продолжался целый год.

28 декабря 1998 года история Воронцовского маяка пополнилась еще одним событием — навалом теплохода «Зим-Одесса-1» на Карантинный мол. Как показало водолазное обследование, бульб судна повредил кладку мола и вмял более чем на 2 метра в глубину грунт на отрезке протяженностью 14 метров. При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк. И хотя маяк благодаря усилиям работающих на нем продолжал светить, требовались срочные меры для ремонта кабеля. Все эти сложности Воронцовский маяк пережил и продолжает служить мореплавателям.

Мореплаватели различают маяки по цвету башен (Воронцовский – белый, так он виднее на темном фоне берега), по числу, виду, цвету и высоте огней, по промежуткам между проблесками и т.д. Радиопередатчик Воронцовского маяка круглосуточно передает кодом Морзе в эфир свои позывные «ВР», что означает «Воронцовский радио». Все электропитание маяка дублировано, как запасными дизелями, так и аккумуляторами, которые способны обеспечить бесперебойную работу маяка в течение 4-х суток. Если все сложное электрохозяйство маяка откажет, то на этот случай есть ацетиленовый фонарь.Несмотря на пульт, ходить на сам маяк персоналу все-таки приходится, причем пешком по разбитому волнами бетонному молу. Много раз эту тропинку посреди моря пытались обезопасить, но все благие замыслы заканчивались неудачей, поскольку коррозия уничтожала металл в рекордно короткие сроки, а волны разбивали дорогу. Поэтому то на маяк и не попадают экскурсанты.

Ночью моряки ориентируются на свет Воронцовского и определяют направление движения с помощью красного фонаря заднего створного знака.  Это белая четырехгранная башенка которая установлена на крыше белого многоэтажного здания на улице Преображенской (ранее Советской Армии) на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского (переднего) маяка. Дальность действия огня заднего маяка, также красного цвета, составляет 18 миль и горит он круглосуточно.

                                                                                Текст мой и частично по материалам сайта http://lighthouse.org.ua/2009/02/voroncovskij-mayak-odessa/

Дорога на маяк начинается с небольшого садика.IMG_3401


Вдали видна цель похода. Слева от него какое-то судно. Сейчас его рассмотрим поближе.
IMG_3227

Вот оно.
IMG_3228
IMG_3228_1

На волноломе который ведет к маяку находится типичный птичий базар.
IMG_3235
IMG_3236
IMG_3238
IMG_3239

Цель близка.
IMG_3242

По дороге попались три старинных кнехта. Это один из них.
IMG_3245
IMG_3246

Практически пришли.
IMG_3248


Почти тот же ракурс, только 100 лет назад.
Воронц маяк

Вид при подходе с волнолома.
IMG_3252

Вид в обратном направлении. Видны новые контейнерные перегружатели (самые большие на Черном море) на вновь намытой территории порта.
IMG_3253

Первые шаги на маяке.
IMG_3255

Виды на город с основания маяка.
IMG_3257

Еще немного Одессы.
IMG_3258

Портовые сооружения.
IMG_3261

Портовая церковь.
IMG_3268

При входе на мол расположена старая метеостанция. Здание станции изуродовано: оно потеряло купол. Вместо него стоит какой-то "скворечник".
IMG_3388

Зданию жить осталось не долго.
IMG_3225

Вид на станцию с обратной стороны.
IMG_3402


Так она выглядела в 1984 году. Кадр из фильма Одесской киностудии «На миг оглянуться...».
на миг оглянуться

Наверху еще есть деревянное ограждение. Перед зданием декорации, построенные для съемок.
на миг оглянуться_1

А в начале ХХ века мол и и эта метеостанция выглядели так. На нем был купол, и здание выглядело пропорционально.
изображения 72

Вид со стороны порта..
Станц 72

Продолжим рассмаиривать город. Дом на Канатной, угол Сабанского переулка.
IMG_3275

Собор, морвокзал, из-за которого выглядывает жуткий монстр "Наследие Дерибаса" задавивший Екатерининскую площадь.
IMG_3277

Купола, купола. Купол внизу - прокуратура, купол слева - Католический костел на Екатерининской, Золотой купол - колокольня Успенского собора на Пребраженской.
IMG_3280

Намытая территория, на горизонте "Мерседес" и другие новостройки в парке Шевченко.
IMG_3281

А вот и вход. Основание, на котором стоит новый маяк, это основание старого, взорванного Воронцовского маяка.
IMG_3305

Нынешнего смотрителя маяка зовут Иван Трофимович Цихович. С этим именем маяк связан уже почти полвека. Фактически, жизнь этого человека – служение одному из символов Одессы, который известен не менее, чем Потемкинская лестница, памятник Дюку или одесский Оперный театр. Работать на «объект» Иван Трофимович пришел после армии, по его признанию – случайно. Однако никому не удалось у него выведать, почему же до сих пор он держится на этой опасной и невысокооплачиваемой работе.
IMG_3269

Внутри центра управления маяком.
IMG_3287

Дизель-генераторы.
IMG_3290
IMG_3291

Антикварные приборы управления, которые исправно работают до сих пор.
IMG_3292
IMG_3293
IMG_3294
IMG_3295
IMG_3296

....еще идут.
IMG_3297

Еще антиквариат, радио и телефон.
IMG_3298

Загадочный прибор.
IMG_3299

Взгляд с маяка на мол.
IMG_3302


А это фото 2009 года. Отсюда: http://dr-trans.livejournal.com/17927.html
2009 год_3000

Чтобы увидеть маяк изнутри, надо преодолеть 132 ступеньки вверх по винтовой лестнице.
IMG_3308
IMG_3309

Лестница на самый верх, к светильникам.
IMG_3311


А это святая святых маяка.
С заходом солнца на башне зажигается красный свет. Чтобы не запутаться, каждому маяку присваивается свой световой код. «Штатный свет» Воронцовского маяка – красный. Три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом – темный интервал.Огонь маяка включается по астрономическим часам от захода солнца до его восхода. Ночью, в туман, если не видно огней, включается сирена – наутофон.

IMG_3315

Линзы Френеля.
IMG_3322

Когда-то отсюда судам указывала путь зажженная спираль, которую нагревали факелами, потом на этом месте была калильная лампа, после лампы — специальные вращающиеся линзы. Сегодня – черед мощнейших светодиодных сборок. Рядом с основной лампой – лампа-дублер. Она способна работать от аккумуляторов почти четверо суток в случае поломки «главной героини» или технических проблем, к примеру, с тем же с электричеством, как было несколько десятков лет назад, когда был поврежден подводный силовой кабель, питающий все системы маяка. Уже много лет назад маяк был переведен на системы дистанционного управления, а пульты систем выведены в домик вахтенных служащих на пятачке, прилепившемся на краю мола у контейнерного терминала.
IMG_3316

Так видят Одессу фонари маяка.
IMG_3328
IMG_3335
IMG_3336

Мимо проплыли туристы. Счастливые и ничего не знающие о маяке.
IMG_3338
IMG_3339
IMG_3342


Теперь, в обратный путь!
IMG_3344

Хорошо, что не штормило и волны не переливались через волнолом. Зимой, когда волны переливают через него и вода замерзает, волнолом покрывается толстой ледяной коркой. Ходить по нему смертельно опасно.
IMG_3345

Буй у маяка.
IMG_3350
IMG_3351

Территория вновь намытого участка порта.
IMG_3363
IMG_3366
IMG_3367

Чайки основные жители этой части порта.
IMG_3379

Дом "Мерседес" в парке Шевченко.
IMG_3381

Хорошо видно из чего сделан старый мол, ведущий к маяку. Это гранитный булыжник. Вечный материал.
IMG_3389
IMG_3393
IMG_3395

The end.

  • 1
Не пойму какое отношение имеет мыс Большой Фонтан к району Александровского парка, ныне парку Шевченко. Первый маяк Одессы был построен на краю далеко выступающего в море мыса Большой Фонтан (район мужского монастыря), позже перенесен чуть дальше в глубь плато из-за подступающих оползней.Этот маяк работает до сих пор и называется Одесский маяк. Одесский маяк и Воронцовский маяк — это две большие разницы!

Edited at 2014-07-20 11:11 am (UTC)

Да, про мыс Болшой Фонтан это лишнее. Но посмотрите сюда: http://lighthouse.org.ua/2009/02/voroncovskij-mayak-odessa/


Edited at 2014-07-20 11:42 am (UTC)

Да, я видел. Они не одесситы, попутали. Предшественник Воронцовского (назывался Ришельевским) - деревянный маяк на склонах в районе Александровского парка, по мере строительства порта и удлинения Карантинного мола, примерно на нынешнем месте, был построен первый на территории порта маяк - разрушен во время Крымской войны (слышал, что в последствие на его основе построен маяк на Крымском мысе Сарыч, существующий до сих пор), затем был второй - названный Воронцовским (простоял до 41-го), а нынешний - третий. А Одесский маяк - это Большефонтанский. Ранее, когда маяки дублировались еще и радио сигналами для радиопеленгации, позывной Воронцовского был "ВР", а Одесского - "ОД".

Спасибо! Кстати, эта станция "засветилась" в одном хорошем фильме.

Фильм «На миг оглянуться...»

На фото "Радио и телефон" - радиоприемник "Волна-К", установленный на 3-м диапазоне (длинноволновом)для приема позывных маяка и двух десятисекундных тире для радиопеленгации.

Спасибо за информацию. А что это за прибор на растяжках?

Edited at 2014-07-20 05:14 pm (UTC)

А какого года фильм и какая киностудия?

Одесская киностудия, 1984

Добавил две фотографии метеостанции 1908 года. Выглядела, конечно, совсем иначе.

"В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск маяк был взорван (15-го сентября 1941 года), чтобы не служить ориентиром при артобстрелах и бомбардировке. Латунный верх маяка до настоящего времени покоится на дне моря"
странно. За столько времени можно было уже найти и поднять. Хоть и не Александрийский маяк, а всё же раритет

Надо привлечь сборщиков цветного метелла, они быстро найдут:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account